Национальный музей этрусского искусства

Национальный музей этрусского искусства

Восхищаясь многочисленными талантами древнеримских зодчих и художников, многие из нас понятия не имеют, что и они у кого-то учились. И в роли учителей для будущих императоров выступили племена этрусков, проживавшие на Апеннинском полуострове задолго до образования Римской Империи. Отчасти для того, чтобы отдать должное «прародителям», итальянцы организовали в Риме Национальный музей этрусского искусства, экспонаты которого являются лучшим подтверждением их высочайшего уровня развития.

Восхищаясь многочисленными талантами древнеримских зодчих и художников, многие из нас понятия не имеют, что и они у кого-то учились. И в роли учителей для будущих императоров выступили племена этрусков, проживавшие на Апеннинском полуострове задолго до образования Римской Империи. Отчасти для того, чтобы отдать должное «прародителям», итальянцы организовали в Риме Национальный музей этрусского искусства, экспонаты которого являются лучшим подтверждением их высочайшего уровня развития.

Страницы истории

Национальный музей этрусского искусства - Вилла Джулия - Фасад

Среди восхитительно красивого парка виллы Боргезе нашёл своё пристанище и музей, посвящённый культуре, ныне не существующей, древней народности – этрусков. Эта самая большая коллекция предметов, имеющих отношение к этрусской цивилизации, разместилась в стенах бывшей летней резиденции римских пап, называемой вилла Джулия. Само здание в стиле маньеризма было спроектировано Джакомо да Виньола и построено в 1550 – 1555 гг. архитектором Бартоломео Амманнати специально для тогдашнего папы Юлия III (в миру — Джованни Чокки дель Монте). Именно в честь первого своего владельца и была названа вилла (Villa Giulia). Правда, от былого её величия осталось немного.

Национальный музей этрусского искусства - Вилла Джулия - Двор

С самого начала архитектурный комплекс виллы состоял из трёх ансамблей. Территория самого первого из них, именуемого «старым виноградником», тянулась до квартала Фламинио и виллы Богрезе. Между Тибром и виа Фламиния располагался второй дворцовый комплекс – «виноградник у причала». Однако сегодня частично сохранился только третий дворцовый ансамбль с нимфеем, двором и садами, украшенными древними статуями, — вилла Джулия. Прямо напротив дворца среди буйной садовой зелени раньше располагались несколько лоджий для отдыха, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней.

Национальный музей этрусского искусства - Вилла ДжулияНациональный музей этрусского искусства - Вилла Джулия - ПланировкаНациональный музей этрусского искусства - Вилла Джулия - Внутренний дворикНациональный музей этрусского искусства - Вилла Джулия

Описание дворца вилла Джулия

Национальный музей этрусского искусства - Вилла Джулия - Вид сверхуВ основу своего замысла Виньола и Амманнати положили принцип постепенного расширения пространства, зачастую используемого в сценографии. Напоминающий по форме триумфальную арку, портал ведёт в полукруглую галерею, раскрывающуюся в прилежащий дворик. Сравнивая с театром, галерею можно назвать партером, аллею – просцениумом, а лоджию, которая находится напротив, — сценой. Второй двор расположился по другую сторону от лоджии, и попасть в него можно сразу по двум пандусам. Здесь есть нимфей с лоджиями, состоящий из трёх ярусов, а внизу бьёт фонтан Аква Верджине, декорированный фигурами божеств Тибр и Арно. Фрески Пьетро Венале с изображением увитой зеленью беседки украшают свод галереи полукруглой формы, а на её стенах «поселились» мифологические существа.

Национальный музей этрусского искусства - Вилла Джулия - Вид с балконаНациональный музей этрусского искусства - Вилла Джулия - Эскиз

Правда, течение времени оказало разрушительное воздействие на скульптуры и золочённую лепнину. Последним владельцем виллы Джулия был брат Юлия III Бальдовино, после смерти которого Павел VI конфисковал, всё имущество, нажитое семьёй Дель Монте, как выяснилось, за средства палаты пап. С этого момента вилла, лишившаяся владельца, пришла в упадок. Папа Пий VI отдал распоряжение вывезти из дворца немногие сохранившиеся скульптуры и закрыть сады, через пару лет садовники оставили запустевающую виллу. Какое-то время здесь был госпиталь, потом – проживали солдаты, при Льве XII – расположилась ветеринарная школа, склад, а потом – снова солдаты. Только в 1889г дворцовый комплекс стал собственностью государства, и в нём разместился Национальный музей этрусского искусства.

Кто такие этруски?

Древние этруски – это народности, ещё в I тыс. до н.э. населявшие северо-западную часть Апеннинского полуострова. Известно, что эти племена, проживавшие на территории сегодняшней Тосканы, ещё до римлян создали развитую цивилизацию с определённым политическим строем, армией и культурой. О происхождении этрусков нет точных данных. Одни историки утверждают, что этрусские племена пришли на Апеннины с Востока. Другие же склоняются к версии об этнической группе, возникшей уже на полуострове в результате смешения пришлых и местных народностей. Процесс формирования этноса завершился примерно к VIII веку до н.э.

А в VII веке до н.э. племена этрусков уже возводили города-крепости, ставшие центрами политики и экономики городов. Их главами сначала были цари, а в VI – V веках до н.э. — аристократы, занимающие важные должности. Скорее всего, именно этрусские племена основали Вечный город, они же оказали весьма значительное влияние на архитектуру и искусство Древней Италии. Римляне переняли у этрусков политический строй, структуру армии и знаки власти. Немаловажной для будущих потомков императоров стала и культура древних этрусков: мифы и религия нашли своё отражение в древнеримских легендах, а итальянские зодчие и художники во многом подражали предшественникам. Ну а после нашествий галлов в V веке до н.э. и угасания империи этрусков уже сам Рим занял лидирующую позицию в регионе.

О коллекции и экспозиции

Систематическое изучение находок этрусской цивилизации началось в XVIII веке, а уже в 1889 году на вилле Джулия был оборудован специализированный музей, в котором и сегодня можно ознакомиться с древнейшими находками на территории Умбрии, Тосканы, южной Этрурии и Лацио, имеющими отношение к этрусскому периоду. Заметим, что на протяжении всего периода существования музея этрусского искусства коллекция пополнялась не только за счёт государства: в разные годы частные собрания расширяли экспозицию (в 1908г добавились предметы, находившиеся в собственности Барберини, в 1919г – Кастеллани, а в 1972г – Пескиотти).

Урны, саркофаги, статуэтки и другие предметы, найденные при раскопках некрополей на территории современной Италии, демонстрируются посетителям в выставочных залах первого этажа виллы Джулия. Историками и сотрудниками Национального музея этрусского искусства проведена огромная работа по систематизации археологических находок и реконструкции древних городов. В залах музея с 1 по 10,а также с 23 по 34 можно воочию убедиться в том, что древние этруски были хорошо развитой цивилизацией. Здесь все желающие могут в подробностях рассмотреть реконструированные города Тодди, Вульчи, Вей и Черветери. А вот предметы из частных коллекций, пополнившие музей, экспонируются в залах № 11 – 22. Коллекционные экземпляры ваз и украшения можно осмотреть в залах второго этажа.

Национальный музей этрусского искусства - Апполон ВейскийГордостью музея является статуя Аполлона Вейского, изготовленная из обожжённой глины (терракота), между 550 и 520гг до н.э. Авторство находки, исполненной в позднеэтрусском (ионическом) стиле, приписывают единственному из сегодня известных этрусских скульпторов по имени Вулка. Сама статуя из города Вейи ранее являлась частью композиции, изображавшей Геракла и Аполлона, которые борются за лань Артемиды с медными ногами и золотыми рогами. Эта композиция располагалась в Портоначчо на 12-метровой высоте в святилище Минервы, а сегодня она выставляется в зале №7.

Достойна внимания и находка из города мёртвых Бандитачча у Черветери, датируемая VI веком до н.э, — терракотовый саркофаг супругов. Внешне он представляет собой расписанное ложе на фигурных ножках длиной 190см и шириной 114см. Уникальность памятника, повторяющего очертания человеческого тела, состоит в изображении сразу двух человек, которые пируют в загробном мире. Правда, уделив немало внимания «прорисовыванию» черт лица супругов, в частности, миндалевидных их глаз, нижнюю часть тел автор изобразил схематически.Национальный музей этрусского искусства - Саркофаг супругов

Национальный музей этрусского искусства - Антефикс - маска ГоргоныНациональный музей этрусского искусства - Антефикс - ЦистаНациональный музей этрусского искусства - Антефикс - маска Менады

Имеется в музее Джулия и уникальные антефиксы IV века из разукрашенной терракоты изображающие маски Менады и Горгоны, скорее всего, украшавшие ранее кровлю античного храма. Следует выделить и бронзовый ларец Фикорони IV века до н.э. (цисту, используемую для хранения денег, драгоценностей, плодов, книги др.), и кружку Киджи, изображающую воинственных греков, и золотые украшения из некрополя в Пренесте.

Хотите увидеть, насколько развитыми были древние цивилизации, а одновременно оценить мастерство представителей эпохи Возрождения? Отправляйтесь на виллу Джулия в Риме! Она принимает посетителей в любой день недели, кроме понедельника с 8.30 до 19.30. Входной билет стоит 4 евро.

Фото с сайта brehlama.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Julia Kryvenko/ автор статьи
Хочу в Италию!