Думаете, огромные спортивные комплексы с бассейнами, тренажёрными залами и кафе – исключительное достояние современности? Отнюдь. Почти два тысячелетия назад в Риме появились термы Каракаллы, обычные общественные бани, которые по праву могут считаться одним из прообразов сегодняшних спортивно-развлекательных центров.
Вопросам личной гигиены в античном Риме уделялось особое внимание. Это древние греки просто доказывали, что водные процедуры полезны для здоровья, римляне же возвели купание в ранг особого искусства. Мытьё стало источником наслаждения. Строительство общественных бань наряду с военными достижениями было одним из первоочередных занятий консулов и самих императоров. Во времена могущественной империи существовала даже отдельная наука, обучающая обустройству купален. Одним из лучших и весьма неплохо сохранившихся комплексов той эпохи являются термы Каракаллы в Риме, иначе именуемые Антониановыми, расположившиеся между Целием и Авентином.
Термы Каракаллы. Страницы истории
Грандиозный купальный комплекс возвели в ранг одного уз чудес столицы практически сразу после падения Римской империи в V веке. Это сегодня термы императора Каракаллы считаются одним из главных достояний Рима, а в 216 году они почти разорили казну и оставили армию без средств к существованию. Но обо всём по порядку…
Назван банный комплекс в честь императора Каракаллы, завершившего строительство. Появление «общественных бань» было инициировано его отцом и соправителем Септимием Севером, который в 206 году отдал приказ о начале строительных работ. Однако военные действия в Британии, обострение болезней и последовавшая за этим кончина Люция Септимия Севера в феврале 211 года временно приостановила процесс.
Продолжилось строительство уже в 212 году после того, как Каракалла стал единоличным правителем в Риме. Будучи алчным и крайне трусливым от природы, жаждущий власти Бассиан Каракалла уже в декабре 211 года убил соправителя и брата Гета прямо на глазах у матери. Опасаясь гнева народа и войска, Каракалла отдал собранные отцом сокровища на разграбление солдатам. В надежде обрести в лице армии защиту, император всячески угождал военным, назначая высокое жалование и щедро одаривая легионеров. Как оказалось, напрасно. Уже в апреле 217 года военные сыграли далеко не последнюю роль в успешной реализации заговора и убийстве последнего из рода Северов.
По большому счёту политика Каракаллы была направлена на завоевание расположения римского плебса (плебеев). Наделив всех свободных жителей города гражданскими правами, император ликвидировал существовавшие различия между гражданами и не гражданами империи. В те времена главным развлечением плебса был поход на состязания в Колизей, купания и посещение общественных мест типа Римского форума. Так что, открытие огромных терм должно было увеличить популярность Каракаллы среди народа.
Специально для снабжения бань водой было произведено ответвление от одного из крупнейших акведуков в античном Риме. Правда, нашествие готов в 537 году привело к разрушению водопровода и выведению терм «из строя». Но даже тогда бани Каракаллы считались одним из чудес империи. А в XVIвеке здесь начались археологические раскопки, приведшие к обнаружению многих предметов искусства и подземного храма Митры.
Термы Каракаллы в древности
Стремление увековечить своё имя в гигантском сооружении не прошло мимо Императора Каракаллы. В итоге комплекс купален занял 11 га, а за годы строительства был истрачен весь бюджет империи, предназначавшийся на зарплату служащим, содержание армии и раздачу хлеба беднякам. Но это, действительно, было грандиозное сооружение: его внутренний дворик представлял собой квадрат со стороной 400 метров, а центральный комплекс имел размер 200 на 150 метров. Одновременно термы могли вместить около 1500 человек.
Главное здание «банного корпуса» располагалось в парке, окружённом разными дополнительными строениями. Бронзовые переплёты окон главного зала украшали полупрозрачные пластины из камня цвета слоновой кости, создававшие золотистое освещение внутри. Стены из полированного мрамора упирались в высокий свод. Цельные стены из камня и бетона снаружи также были облицованы мрамором. По обе стороны от главного входа были сооружены две глубокие полукруглые ниши эскедры, напротив которых располагались гимнастические залы (палестры).
Два просторных зала, которые, как считают учёные, были библиотекой, находились напротив главного входа в дальней части сада. В этих помещениях вдоль трёх стены были оборудованы низкие ступени, ведущие к нишам со свитками. А между двумя библиотечными залами располагались ряды сидений амфитеатра. Перед немного закруглёнными на концах рядами скамеек располагался стадион, сцена которого была видна даже из дальних комнат комплекса.
Сразу четыре входа вели в римские термы Каракаллы. С двух сторон фригидария без крыши (большого неотапливаемого помещения с бассейном для охлаждения) находилось два центральных входа. Оба они вели в крытые залы. Большой кальдарий (бассейн с тёплой водой) окружали маленькие комнаты, в которых мылись поодиночке. Вокруг были оборудованы комнаты для собраний.
Следует отметить, что во времена Римской империи общественные термы не только всячески украшали, покрывая полы мозаиками и облицовывая стены мрамором. При многих императорах в термах устанавливали произведения искусства. Так, в термах Каракаллы «побывали» Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры. Общественные термы были местом отдыха, что особо важным было для бедняков, находивших баню, гимнастический зал, сад, стадион, библиотеку и театр одновременно.
Термы Каракаллы в наши дни
Сегодня руины терм императора Каракаллы – одна из главных достопримечательностей Рима, ежедневно открытая для посещений. И это не просто развалины некогда славной эпохи, громадные руины нынче превратились в сцену оперного театра. Полторы тысячи метров площади бывшего тепидария (тёплой сухой комнаты) переоборудованы в зрительный зал на 8000 (после реконструкции – на 20000) зрителей. А сцена театра является самой большой в мире: её длина – 22 метра. Первый оперный сезон стартовал здесь в 1937 году оперой Доницетти, а в июле 1990 года в термах состоялся концерт трёх легендарных теноров Доминго, Паваротти и Каррераса, событие достойное войти в анналы.
Да и Септимий Бассиан Каракалла вошёл в историю Рима не только как трус и братоубийца, а и как император, построивший воистину монументальный «развлекательный комплекс» для жителей империи. Прошло почти два миллениума, а термы Каракаллы всё так же привлекают римлян и гостей города. И пусть решить вопрос личной гигиены здесь сегодня не удастся, отдохнуть душой и телом во время концерта под звёздным итальянским небом ничто не помешает.
Дополнение. Видеозапись знаменитого выступления трёх теноров в стенах терм Каракаллы.
Рекомендуем смотреть обе части подряд.