Болонья представляет выставку-сравнение презепе.
В преддверии Рождества в Италии не найдётся церквушки, в которой бы не было уголка с презепе. А вы знаете, что такое «презепе»? По большому счёту, это тот же вертеп на итальянский лад. Дабы взрослые и дети прониклись идеей рождения спасителя, в церквях и на площадях оборудуют ясли-кроватки для младенца Иисуса, к которой пришли волхвы на поклон к сыну Божьему. Нужно заметить, что каждый год в каждом городе страны презепе стараются обустроить лучше, чем у «соседей». Стоит ли удивляться, что среди «кроваток» встречаются настоящие произведения искусства!
Вот и в Музее Давиа Барджелини (Davia Bargellini), что в Болонье, до 20 января 2013 года будет действовать выставка колыбелей Иисуса, изготовленных неаполитанскими и болонскими мастерами. Частично коллекционные экземпляры XVIII – XIX веков принадлежит самому музею, а частично – итальянским коллекционерам. Это статуи и большие коробки, в которых за стеклом либо нарисованы, либо расставлены герои презепе. Один из лучших коллекционных экземпляров находился в церкви Сан-Бенедетто в Болонье. Это терракотовая кроватка, изготовленная Джованни Путти в 1824 году, выставляющая группу, созданную представителями неаполитанской школы. Данный экспонат входит в коллекцию Джанфранко Бордони и является одним из лучших в своём жанре.
Многие статуэтки на выставке демонстрируют великолепные образцы одежды конца XVIII – начала XIX веков, смоделированные неаполитанцами Лоренцо Моска, Мишель Триллокко и Франческо Галло. Фигуры кукол покрыты тонкой тканью (предметы одежды и аксессуары проработаны очень детально), а голова, руки и ноги изготовлены их терракоты. Это, по-настоящему, богатые творения.
Представители болонской школы также использовали терракоту для изготовления фигур презепе. При этом куклы были, в своём роде, копиями произведений известных скульпторов того времени, имеющие изысканные и выразительные позы.
Выставка в Музее Давиа Барджелини предоставит возможность сравнить две традиции: изображение пастухов болонскими мастерами и «богатые» творения неаполитанцев. Эти два пути воссоздания сцены рождения, на разных языках и разными способами в равной степени захватывают своими визуальными эффектами.