Не так давно на севере Италии появилась ещё одна зона отдыха – парк Дора в Турине. В это трудно поверить, но ещё несколько лет назад эту огромную территорию в центре города занимали пустыри и ржавеющие промышленные гиганты. Безусловно, не только Турин, многие европейские города в конце XX века столкнулись с проблемой освоения
промышленных территорий, освободившихся в центре мегаполисов. Но так красиво, как в Италии проблему решили далеко не везде.
История парка Дора в Турине
Начало индустриализации Турина было положено ещё в XIX веке и достигло апогея в начале XX века. Именно тогда здесь появилось несколько предприятий, самыми крупными из которых стали сталелитейный завод Fiat Ferriere и фабрика, производящая шины, Michelin. Причём располагались промышленные гиганты вдоль берегов реки Дора-Рипария, поскольку производственным мощностям для приведения механизмов в действие была необходима вода. Темпы индустриализации Турина снизились в 80-х годах XX столетия. В то же самое время город разросся настолько, что жилые кварталы «вторглись» на территорию заводов. Уже к концу 80-х многие промышленные предприятия морально устарели, утратили актуальность и закрылись за ненадобностью или «переехали» в другие места, а в центре Турина освободились огромные площади. Городскими властями была произведена полная переоценка объектов, чтобы найти им новое применение. Так в 1998 году стартовала программа регенерации территорий центра города, названных вместе «позвоночник» – spina.
Самой впечатляющей составляющей программы регенерации промышленных зон Турина стало превращение 45 га территорий заводов в парк. Парк Дора располагался в зоне Spina 3 рядом с Олимпийской деревней 2016 года. Новый зелёный массив стал памятником индустриальному подъёму и тому, что после него остаётся. Созданием проекта редевелопмента и его реализацией занимался уже ставший легендой современного ландшафтного дизайна и архитектуры Петер Латц и его агентство Latz + Partner. Петер Латц приобрёл известность в 80-х годах, благодаря тому, что занимался именно регенерацией промзон. Немецкие архитекторы особое внимание уделили сохранению наследия индустриализации, единству разных зон парк с городскими районами и движущейся воде. Одну из ключевых ролей в организации парка Дора в Турине сыграла ещё недавно грязная и заточённая в тоннели Дора-Рипариа. Помимо реки, в общую систему включены охладительные башни градирни и промышленные бассейны.
Постиндустриальный парк Дора в Турине
Буферной зоной между парком и жилыми кварталами архитекторы сделали зелёные насаждения. Зелень же прокладывает границы промышленных объектов. Однако в силу «молодости» парка, открытого в 2011 году, деревья ещё чересчур молоды, чтобы превратиться в полноценную зелёную зону. А потому главными акцентами парковой архитектуры остаются фрагменты предприятий, некогда составлявших производственную мощь Турина.
Постиндустриальный парк Дора насчитывает 5 зон, три из которых унаследовали названия от бывших заводов — Ingest, Michelin и Vitali. Мощные стальные опоры и бетонные конструкции заводских цехов в зоне Ingest легли в основу множества переходов, смотровых площадок и мостиков. А за толстыми стенами предприятия скрылся hortus conclusus – «закрытый сад» с кустарниками и деревьями, которые не растут в других зонах парка. Примечательно, что в hortus conclusus не только можно посмотреть на растения, но и принести отсюда домой мини-сад в горшочке. Таким образом в Турине реализуется программа по популяризации садоводства, и выращенные в парке цветы перемещаются на балконы городских квартир.
Рядом с «тайным садом» другое индустриальное наследие осваивает церковь Санто-Вольто (2001–2006). С лёгкой руки Марио Ботта её колокольней, ныне увенчанной крестом, стала старая труба сталелитейного завода, которую опоясывает спиралевидный «терновый венец». Да и сама церковь весьма примечательна. Объёмные блоки и большие пустые пространства, заимствованные у Ле Корбюзье, мало напоминают традиционный храм, зато вполне органично вписываются в пространство промышленной зоны. Главной задачей, поставленной перед архитектором архиепископом Турина кардиналом Северино Полетто, было создание нового социального и религиозного центра, соответствующего урбанистическим тенденциям и веяниями времени. И Марио Ботта справился с этим заданием. Санто-Вольто уже стала символом духовности, поддерживающей повседневные деяния граждан, в противоречивом пространстве мегаполиса.
Территория производителя автопокрышек Michelin нынче превращена в цветущий луг, посреди которого возвышаются градирни. Ранее неприступные, теперь эти охладительные башни представляют собой своеобразный аттракцион со светомузыкальными инсталляциями, открывающими зрителям параллельные миры. Доступ к реке позволяет насладиться её прохладой, а стальные мосты связывают Michelin с зоной Vitali на другом берегу.
Главными экспонатами зон Vitali и Corso Mortara являются конструкции сталепрокатного цеха. После демонтажа стен и крыши, оставшиеся 30-метровые красные опоры, превратились в футуристические стальные «джунгли». Высаженные растения преобразовали эти искусственные пространства в места активного отдыха. А на участке, где крыша так не была демонтирована, соорудили площадку для разнообразных общественных мероприятий и даже модных показов.
На севере ряд колонн уводит к цветущему лугу, где стальные конструкции сменяют стволы деревьев. Пространство внутри парка образовано стеной автодорожного тоннеля, а широкая набережная связывает его с соседним жилым районом.
В зоне Valdocco, в которой ранее располагались производственные мощи завода Fiat, своё бетонное русло сохранила Дора-Рипария. Эта зона – напоминание о былом «заключении» реки. А очертания засаженных деревьями стальных террас всё ещё схожи с промышленными цехами. Их навесы образуют тень, в которой приятно отдохнуть жарким летним днём.
Парк Дора в Турине ещё совсем «юный». Пока он ещё не стал полноценной зелёной зоной для семейного отдыха, зато его уже облюбовали паркурщики. Время не стоит на месте, деревья вокруг стальных монстров постепенно разрастаются, и парк всё больше приближается к задуманному архитектором образу «земли после людей».
Фото: © Mattia Boero, Heidemarie Niemann, Fabrizio Zanelli, Andrea Serra, взято с сайтов architonic.com, botta.ch и archi.ru