Огромное поместье на холме возвышается над остальными каменными домиками провинции Лукка. Это и есть вилла Гарцони. А совсем рядом раскинулись сады Гарцони, сделавшие знаменитым бывшего хозяина этого здания.
Редкостное путешествие в Тоскану обходится без предложения туроператоров посетить виллу Гарцони. И пренебрегать им не стоит. Весь архитектурный комплекс поместья сохранился прекрасно, что позволяет в полной мере насладиться атмосферой прошлого. Располагается вилла Гарцони на склоне хребта, у подножья которого в XVII веке находился дворец. Чтобы попасть в «семейное гнёздышко» Гарцони, самим хозяевам и их гостям приходилось преодолевать целый ряд холмов. Именно это обстоятельство не позволило владельцам разбить сад непосредственно у дома. Но Романо Гарцони нашёл выход: он просто обустроил парк чуть восточнее самого здания в долине.
Вилла Гарцони. Немного истории
Ещё в 1366 году одно флорентийское семейство приобрело неподалёку селения Лукка небольших размеров крепость, которая и стала их резиденцией. Правда, первые упоминания о вилле Гарцони датируются годом 1633, когда глава семейства Романо подписал проект дворца, схожего по своим размерам с нынешним зданием. Прилегающий к вилле сад имел гораздо более скромные размеры, чем тот, который известен современным туристам.
Работы по расширению парка были начаты в 40 – 50-е годы XVII века. Тогда же, благодаря значительному уклону, в саду нашлось место для типично итальянских террас со ступеньками и статуями. Проект сада на склоне учитывал тот факт, что вилла должна быть видна из любой его точки. И вот рядом с жилищем Гарцони появились симметричные лестницы, террасы с балюстрадой, фонтаны, парк, лабиринты тропинок и грот Нептуна. К сожалению, Романо Гарцони так и не смог увидеть сад во всём его великолепии. Работы по его созданию продлились до 1690 года, а Романо умер в 1662 году.
Поэт Франческо Сбарра с таким восхищением отзывался о вилле и садах Гарцони, что сюда потянулись знаменитости, среди которых были эрцгерцог Фердинанд Австрийский и Анна Медичи. Мемориальная доска свидетельствует о том, что побывал на вилле Гарцони и Наполеон Бонапарт. В начале XVIII века вилла стала местом работы для Филиппо Юварра.
В конце XVIII века инициатива уже другого Романо Гарцони в совокупности с проектом Оттавиано Диодати привели к появлению в парке гидравлической системы, благодаря которой здесь и сегодня устраиваются водные представления в симметричных бассейнах с фонтанами.
Архитектурные особенности виллы Гарцони
Здание самой виллы является интереснейшим образцом архитектуры. Со стороны холма оно имеет три этажа, но в долину выходят окна четырёхэтажного строения. Фасад виллы Гарцони обращён к югу. Благодаря месту своего расположения на холме, строение является доминирующим элементом ландшафта, демонстрируя редкостное единство мощного фасада и игривых декоративных элементов в стиле рококо. Два ступенчатых крыла усиливают эффект внешней лёгкости, благодаря им вилла Гарцони объединяется с парком в единый ансамбль.
Сразу за главным двором располагается ярко-красный Летний дворец, спроектированный Юварра. Его считают одним из лучших тосканских строений эпохи барокко. Каменная парадная лестница, окружённая фресками, ведёт на второй этаж главной виллы. Здесь берёт своё начало широкая галерея с настенной росписью и лепниной, от которой расходятся разные комнаты и залы. Это и спальня с балдахином, и хозяйская библиотека в стиле ампир, и спальня Наполеона, и бальный зал, и обеденный зал, обставленный французской мебелью XVIII века.
Сады виллы Гарцони
Парк виллы Гарцони – это великолепный образец садово-парковой архитектуры эпохи позднего барокко. Единый ансамбль создан в манере маньеризма, присовокупившей барочные элементы, и является тонким намёком на французский стиль в ландшафтном дизайне, нередко применяемом в обустройстве королевских парков.
Весь склон был разделён на четыре секции. Неровности наклонного ландшафта обусловили развитие садов Гарцони вверх вдоль оси симметрии, что в совокупности с лестницами и террасами создаёт эффект грандиозности открытого пространства.
У главного входа в парк гостей встречают статуи богини Флоры и Пана-флейтиста. Сразу за ними берут своё начало лабиринты самшитовых изгородей причудливых геометрических форм. В этой же нижней секции располагаются два круглых бассейна с кувшинками и высокими фонтанами в их центре. Вокруг бассейнов-близнецов высажены тисы, подстриженные заботливыми садовниками в форме, лодок, башен и птиц.
Во вторую половину партера приглашают статуи Аполлона и Дианы. Расположенные здесь клумбы украшает геральдика семейства Гарцони. А в конце садового партера находится лестница, украшенная мозаиками, орнаментами геометрических форм и нишами со статуями. Первая смотровая площадка на лестнице стала пристанищем для статуй Тритона и Нептуна. Брызги и струи воды словно оживляют пространство, заполненное многочисленными каменными и терракотовыми статуями, которые запечатлели сцены деревенской жизни.
Другая лестничная площадка в одну сторону направляет посетителей к защитнице сада Помоне, а в другую – в старый садовый театр со скульптурой Мельпомены. Театр практически полностью утопает в зелени, благодаря буйным самшитовым изгородям.
А центральная ось продолжает своё стремление ввысь по склону вдоль каскада ступеней. Их кульминацией становится статуя Фамы, из рога изобилия которой вода стекает с округлый сосуд, а из него – в водопад.
Густой окрестный парк пересекают многочисленные дорожки и тропинки. Некоторые из них ведут к купальням, другие – к арочной галерее, а третьи приводят путников в бамбуковую рощу. Конечно, вилла Гарцони нынче считается одним из лучших творений архитекторов XVIII века. Но её с полным правом можно назвать реминисценцией барочного театра. Здесь есть и завязка, и развитие, и кульминация. И ведь только настоящий режиссёр-драматург мог так расположить по склону роскошные сады Гарцони, что хочется вникнуть во все нюансы его творения и обязательно досмотреть до конца.