В одном из немногих римских дворцов, всё ещё пребывающих в частной собственности, располагается Галерея Дориа-Памфили. Имеющиеся в ней произведения искусства в полной мере можно считать национальным достоянием Италии, а не только предметом гордости одного конкретного семейства.
Всего в ста метрах от столичной площади Венеции на виа дель Корсо, которая ведёт к площади дель Пополо, разместилось одно уютное «фамильное гнёздышко» — дворец Дориа-Памфили. Формирование коллекции мебели, живописи и скульптуры, находящейся в самом большом частном дворце столицы, было начато ещё в XVI веке и продолжалось да XVIII века включительно. Ядром коллекции и сегодня являются полотна, приобретённые понтификом Иннокентием X (Джамбаттистом Памфили в миру) для собственного дворца, находящегося на пощади Навона. Помимо семейства Памфили, к коллекционированию предметов искусства «приложили руку» и представители других состоятельных и влиятельных римских родов, именуемых «чёрной знатью», среди которых были Дориа, Альдобрандини и Ланди. Немного позже влиятельные аристократические семьи посредством брака объединились в одну династию Дориа-Памфили, представительницей которой была и небезызвестная «папесса» Олимпия Майдалькини.
О коллекции
Самой сильной стороной коллекции галереи Дориа-Памфили является собрание картин итальянских живописцев XVII века, а знаменитейшим полотном – портрет понтифика Иннокентия X кисти Веласкеса. Некоторые художественные критики считают эту работу лучшим творением в истории живописи. Как бы там ни было, в 1927 году портрет вместе с бюстом этого же папы работы Бернини поместили в отдельную комнату.
Все коллекционные экземпляры размещены во дворце по хронологическому и тематическому принципам. Первая галерея экспонирует творения Гверчино, Карраччи («Мария Магдалена»), Сарачени и Чиголи, вторая – римские статуи античного периода, портреты Бернини и Веласкеса, третья – произведения Бриля, Лото, Рени и Гверчино, а четвёртая – бюст «папессы» и «Иоанна Крестителя» Караваджо. Кроме того, в залах разных галерей можно встретить работы Мазолино, Рафаэля, Тициана («Иоанн Креститель»), Романо, Караваджо («Отдых на пути в Египет» и «Кающаяся Магдалина»), Венусти, Доменикино и Дюкенуа.
Одним из известнейших дворцовых помещений является фамильная капелла Дориа-Памфили, возведённая в XVII веке по проекту Карло Фонтана. Здесь можно увидеть распятие, изготовленное из слоновой кости, скульптором барочного периода Эрколе Феррата. Примечательным является тот факт, что большинство произведений искусства расположены не на мрачных музейных стенах, а в крытых галереях, окруживших уютный внутренний дворик. Залитые солнечным светом полотна выглядят совершенно иначе, чем при искусственном освещении.