Богатейшее в мире собрание произведений итальянских живописцев периода XIII – XVIII веков уже не одно столетие хранит для потомков Галерея Уффици во Флоренции. Здесь на огромной площади в 8000 квадратных метров можно не только насладиться полотнами известных итальянцев, а и ознакомиться со скульптурными композициями, гравюрами, медалями и образцами античного, немецкого, испанского, французского и фламандского искусства.
Страницы истории
История галереи берёт своё начало в XVI веке, и её длительность в четыре столетия автоматически делает Галерею Уффици во Флоренции самым старым музеем во всём мире. Изначально Дворец Уффици предназначался для объединения всех административных городских служб в одном месте, которое решил осуществить тогдашний правитель Флорентийской республики Козимо I Медичи. Для воплощения замысла в жизнь был приглашён Джорджо Вазари, начавший работу над проектом в 1560 году. Правда, в 1574 году он умер, а завершением строительства пришлось заниматься Бернардо Буонателли.
Сразу по завершению строительных работ в музеи началось формирование коллекции полотен, в основу которой была положены картины рода Медичи, собираемые с XIV века, а в 1591 году к ней (коллекции) получили доступ избранные посетители. Фернандо II в 1658 – 1679 гг. и Козимо III Медичи — 1696 – 1699 гг. сделали значительный вклад в пополнение коллекции музея. А в 1737 году почти сразу после смерти Джане Гастоне последнего герцога из династии Медичи картинная Галерея Уффици была передана сестрой герцога в собственность города. В 1796 году галерея приобрела статус первого публичного музея, открытого для всех желающих. Изначально здесь хранились ещё и предметы, найденные при археологических раскопках, и научные и естественные памятники. Но в XVIII – XIX веках они были перемещены в другие итальянские музеи. Сегодня же галерея является одним из популярнейших музеев в Италии. Мало того, что купить билеты в Галерею Уффици в период отпусков проблематично, так ещё и огромную очередь придётся выстоять для её посещения.
Немного о коллекции
В основную экспозицию музея входят полотна Боттичелли, Тициана, да Винчи, Джотто, Беллини, Мазаччио, Рафаэля, Микеланджело, Липпи и других итальянских художников, творивших до XVIII века. Все работы располагаются здесь в хронологическом порядке и, перемещаясь из одной комнаты в другую, можно проследить развитие итальянской живописи от античности до барокко.
Так, в ранних работах ощущается влияние Византийского стиля в искусстве с его использованием для оформления заднего фона сусального золота. Представители Сиенской школы ещё до открытия перспективы пытались изображать трёхмерные архитектурные композиции. Далее представлен Джотто с его округлыми формами дорических колонн. Постепенно пространственная глубина вытесняется, а полотна заполняются множеством фигур в ярких костюмах. При этом люди в видении итальянских живописцев имеют строгий скульптурный вид, а пространство упрощается.
Зато (после открытия в 1424 году научной перспективы) художники старались с большей реалистичность подходить к размещению фигур в пространстве. Так началась эпоха Возрождения. Вскоре появляется удлинённые фигуры Тинторетто в стилистике Маньеризма и реалистичность изображения, достигнутая благодаря мастерскому использованию тени и света, Караваджо. Эти перемены характерны для эпохи раннего барокко.
Помимо прочего Галерея Уффици во Флоренции хранит полотна, отображающие эпизоды придворной жизни, и коллекцию автопортретов известнейших художников, которую начал собирать ещё Леопольдо ди Медичи в XV веке.