Кафедральный собор Пизы задумывался создателями как символ могущества Пизы, а стал всего лишь приятным экскурсионным дополнением к самой известной падающей башне… И это при том, что Пизанский собор является прародителем нового архитектурного стиля.
Величественный мраморный фасад, ряды колонн и статуя девы с младенцем, венчающая кафедральный собор Пизы невольно привлекают внимание туристов, заполнивших Площадь Чудес. Но они здесь с другой целью. Да. В путеводителе указан и собор Успения, и баптистерий, и даже какое-то там кладбище… Но, как обычно, взгляды приезжих на Пьяцца деи Мираколи приковывает та самая Пизанская башня, давным-давно ставшая символом городка. А он, между прочим, тоже падает. И вид имеет не менее внушительный. Да и история Пизанского собора на целое столетие длиннее, чем у знаменитой падающей колокольни. Но вот парадокс: храм, ставший прообразом десятков будущих храмов Тосканы, уже многие века пребывает в тени неумело спроектированной звонницы…
Пизанский собор располагается по адресу: Piazza del Duomo, 56126 Pisa, Италия.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 19.30.
Стоимость входного билета – 2 евро.
Как добраться: От станции Pisa Central можно добраться автобусами №4, 21. От станции метро Piazza Fancelli до Площади Чудес дойти пешком получится за 5 минут.
Кафедральный собор Пизы. Страницы истории
На конец X начало XI веков приходится период максимального расцвета Пизы. Активная торговля с европейскими и азиатскими державами способствовала тому, что город стал одним из самых могущественных на Средиземноморье. Именно в этот период венецианские мастера заканчивали работу над собором Святого Марка, и жителям Пизы очень хотелось, чтобы их кафедральный собор своими красотой и величием превосходил творение конкурентов из Венеции.
Первый камень в основание Пизанского собора был заложен в далёком 1063 году. Возведение храма не хуже, чем у венецианцев, было поручено Бускето ди Джованни Джудиче. И на реализацию столь амбициозных замыслов были выделены средства, полученные Пизой в качестве дани с Балеарских островов. Дабы подчеркнуть грандиозный размах торговых связей с Азией и Европой, Бускетто спроектировал здание, объединившее элементы ломбардского, исламского и византийского архитектурных стилей. Результатом стало зарождение нового пизанского романского стиля.
Освятил Пизанский собор в 1118 году понтифик Геласий II, выходец из местного семейства Каэтано. В начале XII века приемнику Бускето ди Джованни Райнальдо было поручено спроектировать фасад собора. Строительные работы проводила группа скульпторов и архитекторов под руководством Бидуино и Гильельмо. В левой части фасада в склепе, спроектированном Райнальдо, и был захоронен первый архитектор собора Бускето. Кроме него, в храме покоится покровитель города Пиза Раниерус и Генрих VII, император Священной Римской Империи. Свой последний дом в стенах Пизанского собора обрёл и папа Григорий VIII, но пожар не пощадил его могилу.
К сожалению, древнее строение кафедрального собора не обошла участь большинства старых храмов. Его внешний облик менялся неоднократно из-за переоборудований и восстановлений разных времён. Первая перестройка была произведена после большого пожара в 1595 году. Тогда были уничтожены три портала из бронзы XI века. На их смену пришли двери, изготовленные в мастерской Джамболоньи, одним из их авторов стал Гаспаро Мола. А в XVII- XVIII изменения претерпело уже внутреннее убранство собора.
Архитектурные особенности кафедрального собора Пизы
Первоначально собор в Пизе имел вид греческого креста в плане, на пересечении равных перекладин которого построен купол. Но сейчас пятинефный собор имеет вид латинского креста. Многочисленные арки и чередование белого и чёрного мрамора внутри возникает ощущение огромного пространства, как в больших мусульманских мечетях. Да и сами колонны из чёрного гранита, сформировавшие две колоннады в нефах, были привезены из мечети в Палермо, завоёванной пизанцами в год основании храма.
Пизанский собор. Внешний вид
Фасад в пизанско-романском стиле исполнен Райнальди из светлого мрамора с серыми и чёрными полосками. Он состоит из четырёх галерей с колоннами, углы которых украшают статуи четырёх евангелистов. Внутрь Пизанского собора ведут бронзовые ворота 1602 года, отлитые в мастерской Джамболоньи. Массивный портал украшает рельеф – картины на библейские сюжеты из жизни Спасителя. Этот главный вход открыт для туристов только летом. В остальное время посетители попадают в собор через южный портал Сан-Раньери у Пизанской башни. Это единственная дверь, уцелевшая после пожара 1595 года, изготовленная в 1180 году Бонанно Пизано.
Элегантность и стремление ввысь придают фасаду несколько ярусов аркад. А на вершине в западной части стремится в небеса Дева Мария с младенцем на руках.
Кафедральный собор Пизы. Внутреннее убранство
Неф Пизанского собора окружён колоннами коринфского ордера. Из-за опустошительного пожара 1595 года интерьер претерпел значительные изменения. Сегодня внутри собор отделан чёрным и белым мрамором. Потолок с гербом Медичи украшен позолотой, а купол укрыт фресками. Одна из них, изображающая вознесение Богородицы, — работа Риминальди. Уцелела после пожара мозаика в апсиде, изображающая Иисуса с Богородицей и Иоанном Богословом.
Пережила пожар и кафедра Джованни Пизано 1302-1310 годов. Один из лучших образцов средневековой итальянской скульптуры не был оценён мастерами эпохи Возрождения, занимавшимися восстановлением выгоревшего храма, и старая готическая кафедра была разобрана и спрятана. Обнаружено творение Пизано было лишь в 1926 году. И с тех пор оно занимает своё прежнее место в северной части храма. Верхняя часть старинной кафедры из белого мрамора демонстрирует девять ветхозаветных сцен, разделённых вырезанными фигурами пророков.
Рядом с готической кафедрой Пизано свисает бронзовая лампа. Местная легенда гласит, что именно благодаря этому светильнику, из-за которого Галилей наблюдал за мессой, родился его закон о маятнике.
Как и его более известная миру соседка, собор Пизы тоже клонится к земле. Но из-за небольшого угла наклона падение храма не так заметно.