Самой настоящей жемчужиной готической Пизы является церковь Санта-Мария дела Спина, расположившаяся на берегу речки Арно.
Одной из главных особенностей готики как архитектурного направления можно смело считать её по-настоящему устрашающее величие. Тем более удивляет тот факт, что главный готический храм Пизы и один из знаменитых во всей Европе имеет весьма скромные размеры.
Страницы истории
Как ни странно, церковь Санта-Мария делла Спина имеет сразу две даты «рождения». Впервые она была возведена не песчаном побережье реки Арно в далёком 1230 году. В те времена храм был известен как Санта-Мария-ди-Понтеново, что значит «Святая Мария у нового моста». Но уже в 1333 году, как гласит местное предание, в стенах церквушки появился шип из тернового венца распятого Иисуса Христа. Так у храма появилось современное название – Санта-Мария делла Спина, в котором «спина» указывает на тот самый шип.
Поскольку небольшой готический храм на берегу постоянно затапливало в половодье, было принято решение о его перенесении. В 1871 году церковь была разобрана и повторно выстроена на несколько метров выше. Это, безусловно спасло храм от разрушения, но в результате перестройки его внешний вид претерпел некоторые изменения.
Внешний вид и внутреннее убранство церкви Санта-Марии делла Спина
В наши дни церковь Санта-Марии делла Спина является одним из лучших готических памятников архитектуры в Европе. Простота прямоугольника в плане с лихвой компенсируется богатством внешней отделки. Полностью облицованный цветным мрамором храм интересен своими дарохранительницами, фронтоном, треугольными выступами, традиционным окном-розеткой, деревянной мозаикой и многочисленными творениями скульпторов XIVвека. Среди мастеров, работавших над внешним оформлением церкви, особого внимания достойны Андреа Пизано, Лупо ди Франческо, Томмазо и Нино Пизано, а также Джованни ди Бальдуччио.
Два арочных портала с табернаклями имеет фасад Санта-Марии делла Спина. Создание статуй двух ангелов и Мадонны с младенцем, расположенных в табернаклях, приписывают Джованни Пизано. Фигуры ангелов и статуя Спасителя находятся в нишах верхней части фасада. Статуи апостолов и самого Христа украшают правую сторону церкви, а над тимпаном приковывает взгляд композиция Нино Пизано, изображающая ангелов и святых. Фронтоны храма украшают статуи Евангелистов, чередующиеся с расположенными в нишах фигурами Иоанна Крестителя, Святых Петра и Павла. Сравнительно «бедной» выглядит задняя стена церкви с тремя круговыми арками и простыми окнами.
К сожалению, богатство внешнего декора церкви Санта-Марии делла Спина не нашло своего продолжения внутри. Интерьер готического храма более чем скромный. Потолок единственного церковного зала расписан после реконструкции XIX века. Главным достоянием пресвитерия является работа Андреа Пизано и его сына Нино Мадонна Роз, признанная одним из шедевров готической скульптуры. Ну а слева располагается та самая дарохранительница, в которой по легенде и хранился в XIV веке шип из тернового венца Спасителя.