Трудно представить, что назначением огромного монументального сооружения с каменными стенами на квадровом основании практически в центре столицы Италии изначально была охрана покоя не живых, а мёртвых. Но это именно так! Замок Сант-Анджело задумывался как грандиозная императорская усыпальница, призванная превзойти все уже существующие и будущие строения Рима.
Страницы истории
Возможно, предвидя свою скорую кончину, римский император Адриан в 135 году задался идеей воздвигнуть гробницу для себя и приемников, которая затмила бы своим величием уже существующий мавзолей Августа. Окончив путешествие просторами Империи, в 136 году Адриан начал воплощать своё желание в жизнь. Вот только не суждено было ему увидеть последнее пристанище своего бренного тела: уже после смерти Адриана завершал строительство его приемник на престоле Антонин Благочестивый (Кроткий), он же приказал перенести сюда останки Адриана где-то в 138 – 139 годах.
Изначально императорская усыпальница в Риме была построена из кирпича, вулканического туфа, травертина и облицована паросским белым мрамором. Величественный мавзолей Адриана являлся круглой башней, в диаметре достигавшей 60 метров, опирающейся на квадратный цоколь (длина каждой стороны квадрата равнялась 80 метрам, а их высота – 15 метрам). Конического вида крыша, покрытая землёй и усаженная кипарисами, завершала башню. Скорее всего, строители подражали в этом курганам этрусков. Центральное место на крыше башни занимала огромная колесница Гелиоса с четвёркой скакунов, которой управлял Адриан. По свидетельству Иоанна Антиохийского, лошади были настолько большими, что в глазницы свободно пролезал взрослый римлянин. К сожалению, современникам не суждено познать величие древней композиции. Дабы примерно представить себе её размеры, можно посетить музей Ватикана. Там в отделе, именуемом Пио Клементино, экспонируется голова Адриана.
Бронзовая решетка со столбами, на которых сидели павлины, окружала основание башни, украшенное пилястрами с капителями, на которых стояли статуи из мрамора. Тёмный сводчатый коридор и узкие ворота вели к месту погребения Адриана. Его порфированый гроб находился в четырёхугольной камере со сводами, освещаемой косыми отверстиями, проделанными в стенах. В нишах каменных стен усыпальницы позже стояли урны с прахом Марка Аврелия, Антонина Кроткого, Комода, Септимия Севера, который стал последним римским императором, почившим в мавзолее. После этого два века гробница оставалась запертой.
В III веке Аврелиан сделал усыпальницу частью городской стены, а сам замок использовал как крепость. В 400 году Гонорий тоже включил замок в оборонительные сооружения города. Правда, это не спасло ни Рим, ни мавзолей Адриана во время нападения короля Алариха I. Осада войсками вестготов заставила римлян разрушать стены башни и сбрасывать мраморные статуи на врага. Вот только и это не помогло: после захвата Рима Аларих отдал его в распоряжение своих военных на три дня. За это время из мавзолея Адриана вынесли всё, что только можно было вытащить.
В 590 году «упавшая на головы римлян» чума унесла тысячи жизней. Лекари и целители не имели ни малейшего представления о том, как избавиться от напасти. Спасение было обретено в молитве. Тогдашний папа Григорий Великий с иконой Богоматери крёстным ходом обходил город. Минуя башню мавзолея, понтифик услышал ангелов, которые пели: «Аллилуйа!». Тогда же папа увидел архангела Михаила, парившего над гробницей императоров, тот спрятал свой меч в ножны, в знак окончания мора. Скорее всего, именно эта история дала мавзолею Адриана в XVI веке новое название – Замок Святого Ангела.
В период жестоких междоусобиц где-то на стыке тысячелетий усыпальница окончательно стала замком, переходящим от одного владельца к другому. Здесь пряталась от гнева римских пап местная знать. Да и самим понтификам периодически приходилось бежать из Ватикана в мавзолей по высокой галерее, построенной при Николае III, спасаясь от народного недовольства. О ширине галереи ярко свидетельствует тот факт, что запряжённая лошадьми повозка свободно проходила по ней. Ища убежище от гнева римлян, Роберт Женевский со своими войсками засел в крепости. После того, как их сопротивление было сломлено, народ решил сравнять замок с землёй. Свой замысел вандалы даже частично осуществили, а сорванные ими плиты и камни были использованы на городских мостовых.
В последующие столетия многие римские папы пытались восстановить замок Сант-Анджело в Риме, особо усердствовали Александр VI и Николай V. Александр Борджа в конце XVI века, возведя вокруг Адриановой башни четыре бастиона, названные в честь евангелистов, укрепил обветшавшее строение. Он же обустроил парадный двор, где декоративной кучкой были сложены больше ненужные ядра из мрамора. Правда, местное предание сообщает, что однажды ядра таки были использованы по назначению: королева Швеции Христина в XVII веке стреляла с крыши мавзолея в сторону Пинчо.
Превращая мавзолей Адриана во всё более укреплённое строение, римские папы заботились о собственной безопасности. Дабы в случае опасности папы беспрепятственно оказывались в крепости, был прорыт подземный ход il passetto длиной в километр из Ватикана в башню. Естественно, в самом замке были оборудованы покои для понтификов, комната для хранения сокровищ и казны, дворики для прогулок и помещения для провизии на случай, если осада затянется. При понтифике Павле III в XVI веке вершину крепости украсила мраморная статуя архангела Михаила работы Монтелупо, а уже в следующем столетии при Бенедикте XIV ей на смену пришла работа Жирардина по эскизу Феншенфельда из бронзы. Она возвышается над замком и в наши дни.
С течением времени замок «обогатился» тюремными камерами, в которых томились и весьма известные личности: Галилео Галилей, Фьораванти, семья Ченчи, Челлини и граф Калиостро. Время от времени прямо на крыше замка происходили церемонии казней, и тогда римские улицы наполнялись печальным колокольным звоном. В 1825 году были сняты бронзовые входные двери с гробницы. Коридор в большую нишу ведёт от входа. Далее располагается большой вход, который пандусом огибает всё строение и поднимается наверх.
В Замке Святого Ангела имеется небольшая церквушка с одним престолом. На стене слева от алтаря висит индульгенция Григория XVI, данная в 1838 году воинам, которые обороняли крепость.
Современный Замок Сант-Анджело
Сегодня в Замке Святого Ангела располагается Военно-исторический музей. В его 58 залах отражаются важные моменты истории Рима, здесь имеется неплохая коллекция предметов искусства, в которую входит полотно Перина де Вага, модель самого замка, оружие и сокровищница.
Примечательным является и, сохранившийся с 135 года, Мост Святого Ангела, перекинутый через Тибр. Эта пешеходная конструкция не только позволяет оказаться на другой стороне реки, а и дарит гостям столицы лишние мгновения общения со средневековым искусством. Фасад самой крепости облицован «лунным камнем», по периметру стоят таблички с именами тех, кто обрёл здесь вечный покой, а на крыше – обзорная площадка со статуей архангела Михаила. Кстати, сама статуя – уже шестая по счёту: её предшественницы были либо разбиты молниями, либо сняты во времена, когда не хватало металла для отливания оружия. Сыгравший не последнюю роль в истории страны, замок Сант-Анджело и сегодня не даёт забыть о себе. По сей день, римляне отдают должное традиции, родившейся ещё во времена Григория Великого, и прилежно палят из замковой пушки в полдень.