Сразу несколько великолепных памятников архитектуры и искусства легли в основу грандиозного комплекса в Риме под названием Ватиканские дворцы. Папские апартаменты, католические правительственные учреждения, музеи, библиотека Ватикана и несколько часовен образовали самый величественный монумент в мире.
Ватиканские дворцы. Страницы истории
Временную точку отсчёта, с которой начиналось строительство будущей резиденции глав католической церкви, установить не удалось. Одна версия приписывает начало строительства Константину Великому, другая – связывает Ватиканские дворцы с резиденцией апостолов времён Симмаха (VI век). Конечно, сегодня от того древнего строения не осталось и следа: многочисленные перестройки и усовершенствования сделали своё дело. Изначально здание выступало в роли временного места проживания римских пап (постоянным — была Латеранская базилика) в периоды визитов в Собор Св. Петра. Небольшой дворец постепенно расширялся и приобретал всё большее значение для истории. Так, императоры Оттон I и Карл Великий в IХ-Х веках короновались на правление державой именно в Ватиканском соборе. В эпоху Льва IV папский дворец окружили крепостной стеной, что подарило комплексу название «город Льва». Правда, последующие столетия оказали разрушительное влияние на здание, и папам Челестино III и Евгению III пришлось осуществить значительную реставрацию сооружения.
Проект по превращению здания в постоянную резиденцию глав церкви инициировал в XIII веке папа Иннокентий III. Прежде всего, постоянное место проживания святейших мужей должно было быть хорошо укрепленным. В связи с этим проект базировался на уже существующих оборонительных сооружениях: крепостных стенах города Льва и Замком Сант-Анджело, связанным с дворцом, так называемым, Коридором Борго времён папы Николая III. Но, прежде чем дворец в Риме станет официальной папской резиденцией, пройдёт ещё целое столетие.
Окончание изгнания пап во Францию ознаменовалось возвращением в 1377 году в Рим Григория XI. С тех пор именно Ватикан стал местом его постоянного проживания. Следующие два столетия прошли в постоянных перестройках и реконструкциях папского жилища. При Николае V в 1450 году резиденция была расширена: сохранив все уже имеющиеся постройки, возвели грандиозный дворец, а в его квадрат был вписан двор Попугая. Новый Ватиканский дворец мог похвастаться огромным количеством залов, оформлением интерьера которых занимались Пьеро делла Франческа и Андреа дель Кастаньо, и Капеллой Николая V, украшенной фресками с сюжетами из жизни святых Лаврентия и Стефана Беато Анджелико. Залы первого этажа с выходом во двор стали библиотекой Ватикана, которая была основана в 1451 году. Правда, уже 20 лет спустя новый папа Сикст IV поручил повторное декорирование Гирландайо и Мелоццо да Форли, найдя залам Ватиканской библиотеки иное применение.
А в 1473 году Джованни де Дольче получил от папы Сикста IV задание построить капеллу, впоследствии названную Сикстинской, достойную папских богослужений. Представители тосканской и умбрийской художественных школ, среди которых были Сандро Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккио, в 1481 – 1483 годах занимались внутренним декором капеллы, выполнив в ней сразу два цикла о жизни Иисуса и Моисея.
- Пророки и сивиллы Зала Сивилл отображают предсказание прихода спасителя;
- Фигуры пророков и апостолов украшают Зал Символа Веры, посвящённый христианству;
- Залу Свободных Искусств «подарил» фрески с изображением Квамривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и Тривия (риторика, грамматика, диалектика) Антонио да Витербо ;
- В Зале Святых разместились фрески Пинтуриккио на сюжеты из жизни христианских мучеников и святых;
- Залы Чудес Веры и Понтификов декорированы фресками и стуком Перин дель Вага, Джованни да Удине.
По приказу Иноккентия VIII рядом с Ватиканом был возведён ещё и Бельведерский дворец. Но самые крупномасштабные преобразования ждали Ватиканский комплекс во времена папы и мецената Юлия II, поручившего Браманте осуществить объединение дворцов Иннокентия VIII и Николая V. Результатом проведённых работ стал появившийся Двор Бельведера. Перспективу двора (вместо выполненной ранее Браманте эскедры с двумя лестницами) перекрывает ниша, созданная Пирро Лигорио в 1560 году. Лоджии во Дворе Сан Дамазо, украшенные фресками работы Рафаэля, тоже спроектировал Юлий II. Благодаря проведённым перестройкам, фасад Апостольского дворца стал выходить на площадь Св. Петра. И именно при Юлии II Микеланджело украсил свод Сикстинской капеллы своими фресками в 1509 – 1512гг., а Рафаэль в 1508 – 1524гг. занимался росписью Станц (парадных залов).
Главенство папы Сикста V пришлось на эпоху барокко, тогда Доминико Фонтана и создал современную резиденцию, а Бельведер «перерезали» Поперечным двором. Начало строительства Лестницы Реджа и Залов Паолины, спроектированных Бернини, началось в XVII веке в период главенства папы Урбане VIII. В следующем столетии проводились работы по созданию музеев: появились Музеи церковного и светского искусства, Музей Кьярамонти и Музей Пио-Клементино. Уже в XX веке при Пие XII были проведены археологические исследования под Собором Святого Петра, а при Иоанне XXIII началось строительство новых музейных залов для коллекции Латеранского дворца.
Описание комплекса Ватиканские дворцы
Учитывая длительный период создания, комплекс не может быть целостным памятником архитектуры и искусства. Это совокупность дворцов, капелл, залов, галерей и дворов, относящихся к разным историческим эпохам и архитектурным стилям, сохраняющим настоящие сокровища скульптуры, мозаичного искусства и живописи. Сам дворец сегодня насчитывает около 200 лестниц, 20 дворов и 12000 разных комнат.
Неправильный четырёхугольник Ватиканского дворца тянется в косом направлении с юга на север от колонн Св. Петра. Две галереи, объединяющие Старый Ватикан с Бельведером, образуют западный и восточный продольные фасады. Поперечные галереи (Браччио Нуово и Библиотечная галерея) разбивают пространство на 3 двора. Ближайший к Ватикану двор именуется Бельведерским, а сад Giardino della Pigna разбит в третьем дальнем дворе. Кстати, это не единственный сад комплекса. На склоне холма неподалёку от виллы Пия IV, построенной Пирро Лигорио, разбит сад Girardino Pontifico.
Древняя часть Апостольского дворца
Неподалёку от конной статуи Константина находится главный вход в Апостольский дворец. Главная лестница с ионической колоннадой приводит в Царский Зал, служащий своеобразным вестибюлем для Паулинской и Сикстинской капелл. Поистине царским украшением самой Залы являются фрески Сальвиатти, Вазари, братьев Цуккеро, Саммакини и Сиккиоланте. А вот фрески Микеланджело «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» Паулинской капеллы достаточно сильно пострадали от копоти свечей, ведь Пасхальные богослужения и сегодня проводятся здесь.
Второй этаж известен своими залами и лоджиями, расписанными Рафаэлем. Зала Константина переходит в Зал светотеней, из какого можно попасть в галерею лож с одной стороны, а в капеллу San Lorenzo — с другой стороны. Правда, главной дорогой в галерею лож остаётся великолепная лестница из 118 ступенек, ведущая из Двора Сан Домазо.
Старейшая часть комплекса включает в себя и некоторые музеи Ватикана. Так, ещё в XIX веке позади Лож Рафаэля в пяти залах третьего этажа расположилась Ватиканская картинная галерея, а в 1908 году одно крыло Бельведерского дворца обогатилось Ватиканской пинакотекой.
Зал для аудиенций и личные апартаменты Папы располагаются со стороны Собора св. Петра вокруг Двора Сан Домазо.
Ватиканские дворцы. Галереи
Имеют Ватиканские дворцы и собственные галереи. Галереи Браччо Нуово и Браманте – это известнейшие галереи Ватикана, отданные под Музей Кьярамонти. С каждой своей стороны галерея Браманте делится на 30 частей, обставленных барельефами, бюстами и статуями Цезаря, Цицирона, Тиберия и др. Галерея Браччо Нуово хранит бюсты и статуи Траяна, Августа, Тита, Адриана, Марка Антония и иных личностей. Всего одна решётка отделяет Музей Кьярамонти на юге от музея Надписей, основанного Пием VII и хранящего более 3000 экспонатов.
Западная часть галереи Браманте по-настоящему изобилует музеями, среди которых выделяются: Кабинет папирусов, Музей священных предметов, Музей светских предметов и Нумизматический кабинет. На втором же этаже (галерея Арацци) собранны драгоценные ковры, изображающие апостолов по картинам Рафаэля.
Ватиканские дворцы. Бельведерский дворец
В Музей Пия-Клемента, расположенный в Бельведерском дворце, ведут сразу два вестибюля. Из круглого открывается великолепная панорама на Вечный город, а четырёхугольный – знаменит, благодаря торсу Геркулеса. Зала Милеагра со статуей охотника из мифов находится у круглого вестибюля. Отсюда же можно попасть в восьмиугольный внутренний двор, окружённый портиком с 16 колоннами из гранита. Под самим портиком нашли себе место античные барельефы, купели, саркофаги и алтари. А в нишах уже многие десятилетия красуются Аполлон Бельведерский, Персей Кановы, Лаокоон с сыновьями и Меркурий.
Из двора можно попасть в галерею Статуй со Спящей Ариадной и Купидоном Праксителем, затем – через залу Зверей – в залу Муз в форме восьмиугольника, поддерживаемого 16 мраморными колоннами. Далее следует Круглая зала с куполом, который удерживается на 10 колоннах из мрамора, и античной мозаикой из Отриколи. Здесь же можно полюбоваться бассейном из красного порфира, поражающим не только красотой, а и своей величиной. На юг от залы находится зала Греческого Креста с саркофагами святых Констанции и Елены из порфира красного цвета.
Отсюда же можно выйти на главную музейную лестницу, созданную Симонетте, а с неё – в Египетский, а потом и Этрусский музеи, основанные Пием VII и Григорием XVI соответственно. Лестница музея, в свою очередь, выводит в Giardino della Pigna, названный из-за бронзового фонтана в виде шишки, расположенного в нише торцевой стороны здания.
Грандиозный комплекс Ватиканские дворцы сегодня считается самым значимым для человечества архитектурным ансамблем во всём мире, а величие сокровищ, здесь собранных, может надолго повергнуть любого ценителя прекрасного в «священный» трепет.