После смерти Лоренцо Бернини в XVII веке «злопыхатели» долгие годы утверждали, что итальянское искусство скончалось вместе с ним. Национальная Галерея Современного Искусства, появившаяся в Риме, стала наглядным подтверждением обратного. И сегодня с уверенностью можно заявлять о том, что эпоха Возрождения в Италии таки оставила после себя не менее достойных наследников.
Страницы истории
Многие столетия итальянские мастера задавали направление мировой живописи, скульптуре и зодчеству, но конец XVIII века дал повод завистникам утверждать, что Великое искусство Италии окончилось, а современные потомки императоров не способны создать ничего достойного внимания. Ситуация окончательно «созрела» к концу XIX века, поскольку именно тогда и были проведены «экстренные реанимационные мероприятия» итальянского искусства – открытие галереи работ современных авторов. Случилось это в 1883 году.
Выставочный зал Palazzo delle Esposizioni был построен по проекту архитектора итальянского происхождения Пио Пьячентини, и первые 30 лет экспозиции проводили именно здесь. Вскоре выставочных площадей здания перестало хватать на все работы, в связи с чем было принято решение перенести коллекцию в другой дворец. Более просторное и современное здание было возведено в 1911 году Чезаре Баццани к 50-летней годовщине объединения Италии, а в 1915 году Национальная Галерея Современного Искусства в Риме «переехала» сюда насовсем. Сам же Баццани производил в 1933 – 1934 гг. и архитектурную реконструкцию с целью расширения выставочных площадей дворца. Место было избранно «идеологически» верное: территория виллы Боргезе. Теперь в самом большом общественном парке столицы располагаются сразу три музея: музей этрусского искусства, Галерея Богрезе и Галерея Современного Искусства, выставочные залы которых демонстрируют приезжим произведения от доримского периода до сегодняшних дней.
О коллекции
Сегодня коллекция современных шедевров галереи, которая экспонируется в 75 выставочных залах дворца, насчитывает 5 000 разнообразных произведений искусства, относящихся во времени к XIX – XX векам, а также — примерно 1100 картин и скульптур различных эпох. В залах Национальной Галереи Современного Искусства временной точкой отсчёта стали скульптуры Антонио Кановы, проживавшего в 1757 – 1822 гг. А в основу музейной коллекции легли творения художников национальной школы Италии (Модильяни, Лега, Сегантини, Мандзони, Боччони, Моранди, де Кирико и др.), приобретённые на больших выставках страны и фестивале под названием Биеннале, который проводится в Венеции каждые два года. Здесь представлены итальянские вариации на тему «мировое искусство XX века»: от импрессионизма и футуризма до абстракционизма и «метафизической» живописи.
Правда, от формирования коллекции галереи лишь по национальному принципу итальянские искусствоведы и «власть имущие» мужи отказались достаточно быстро. Уже к средине XX века Национальная Галерея обогатилась работами Сезанна, Ван Гога, Климта, Родена, Моне, Кандинского, Поллока, Утрилло, Миро и других представителей современного искусства.
Несмотря на, периодически высказываемые то тут, то там, сомнения в живучести итальянского искусства, Галерея Современного Искусства в Риме и в наши дни продолжает развиваться и расширяться. Она уже одним фактом своего существования подтверждает преемственность современных итальянских художников по отношению к по-настоящему шедевральным работам выдающихся мастеров скульптуры и живописи эпохи Возрождения.
Фото с сайта brehlama.ru