Он является не только самым большим сооружением Ватикана, а и самым крупным христианским храмом во всём мире. По крайней мере, так было до 1990 года (тогда в Кот-д’Ивуаре появилась большая базилика). Но это случилось недавно, а собор Святого Петра в Риме уже несколько столетий сияет белым шатром своего купола в голубом небе столицы Италии…
Ни для кого не секрет, что Ватикан является одной из самых маленьких и, тем не менее, самых могущественных мировых держав. Появилось это государство не так давно – в 1929 году, став результатом Латеранских соглашений Муссолини. Такая вот территория независимости для Святого Престола и восседающих на нём понтификов. Его главное здание со 140 фигурами святых на крыше и вытянутыми, словно клешни рака, колоннадами Бернини известно практически всем.
Страницы истории
Собор Святого Петра находится западнее центра столицы именно в том месте, где некогда размещались сады цирка императора Нерона, на арене которого обрели мученическую смерть сотни христиан. Кстати, обелиск из Гелиополя, украшавший цирк, сохранился и до сих пор стоит на площади Святого Петра. Именно сюда после, так называемого, суда в 66 году был приведён апостол Пётр. Единственной просьбой Петра была казнь, которая была бы не похожа на смерть Иисуса. Удовлетворив его просьбу, Нерон приказал распять апостола вниз головой. В память об этом событии первый православный император Константин приказал построить в 324 году базилику. По преданию именно здесь были захоронены останки апостола Петра, и алтарь расположен прямо над его могилой. Второй же собор в 800 году стал местом коронации Карла императором Запада. Коронация была проведена понтификом Львом III.
К началу XV века базилика, простоявшая уже более тысячелетия, грозила попросту рухнуть на головы верующих, в связи с чем в 1452 году Николай V занялся её перестройкой и расширением. Но после его кончины строительство остановилось. Гораздо решительнее к проблеме подошёл понтифик Юлий II, возжелавший на месте старой базилики возвести собор, который затмит своим величием и великолепием, как языческие, так и христианские храмы. Будущее грандиозное сооружение должно было способствовать укреплению католической веры.
Практически все знаменитые архитекторы того времени приняли участие в проектировании и последующем строительстве собора. В конце концов, работы были поручены Донато Браманте, задумавшему величественное сооружение в виде греческого (равностороннего) креста. Довольно быстро был заложен фундамент, и возведение было доведено до карниза под арками 4-х столбов. До смерти Юлия II и своей собственной Браманте также успел поднять свод главной капеллы с нишей и даже начал строительство капеллы французского короля.
Хотя Браманте и проделал большую работу, (в сравнении с финальным результатом) она оказалась не такой и значительной, а собор Святого Петра в Ватикане ещё не единожды перестраивался. В 1514 году работы продолжил назначенный Львом X Рафаэль. Несмотря на высокую оценку способностей Браманте, первое, что сделал Рафаэль, это отошёл от формы греческого креста. Именно духовенство настаивало на удлинении центрального нефа: форма латинского креста была предпочтительней в символическом отношении. Правда, за пять лет своего руководства проектом план Рафаэля так и не сошёл с бумаги. После его смерти строительство возглавил архитектор и художник из Сиены Балдассаре Перуцци. Почти все ранние проекты храма, представлявшие идеи Донато Браманте, принадлежали ему, а поэтому никого не удивил тот факт, что Перуцци вернулся к проекту Браманте.
При Павле III главным архитектором был назначен Антонио до Сангалло (младший), чью трудовую деятельность тоже оборвала смерть в 1546 году. После него даже остался макет будущего собора из дерева примерно 4,5 метра высотой, 7,36 метров длиной и около 6 метров шириной. Однако его «наследник» Микеланджело не оценил работу предшественника, раскритиковав в своём письме закругление спереди. Оно, по его мнению, лишало собор света, это притом, что и сам проект источников освещения не имел. К тому же, между верхом и низом было много тёмных закоулков, способных стать местами «бесконечного количества бесчинств».
Смерть Сангалло положила начало периоду Микеланджело. Надо сказать, что художник отказывался от работ над собором в Риме, заявляя, что он — не архитектор. К тому же, Микеланджело был далеко не юношей: ему уже «стукнуло» 72 года. Но это не помешало ему руководить проектом ещё 18 лет до 1564 года, и вновь возвратиться к форме греческого креста. Справедливости ради нужно сказать, что практически все эти годы Микеланджело потратил на купол, задуманный ещё Браманте, при жизни которого готовы были только пилястры и арки. В качестве образца Микеланджело взял купол Брунеллески, венчавший Флорентийский собор. Он считал колонны слабыми, а поэтому укрепил их. Кроме того, Микеланджело частично расширил их, дополнив двумя винтовыми лестницами с широкими и пологими ступеньками. Ещё во время работ вьючные животные доставляли строительные материалы до самой вершины храма, а впоследствии даже всадники могли спокойно подниматься на вершину базилики. Спроектировав купол собора Святого Петра, Микеланджело так и не увидел своё детище. При его жизни готов был только барабан, свод округлой формы был завершён только в 1590 году Джакомо делла Порта. А из 4-х малых куполов, планируемых Микеланджело, Виньола соорудил только два. Тем не менее, сооружение было, и правда, величественным: высота купола вместе с крестом составляла 136,57м, а его диаметр внутри – 42,56м. Кольцо купола украсила надпись на латыни: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного», а в его, так называемом, глазе написано прославление папы Сикста V, при котором были окончены строительные работы.
Но даже после этого основной план собора подвергался изменениям. Только приход Карло Мадерна завершил эпопею с формой базилики. Понтифик Павел V отдал приказ разобрать остатки древнего храма, недостроенный фасад снести, пристроить базиликальную трёхнефную часть и удлинить восточную сторону креста. В конечном итоге собор Святого Петра таки обрёл форму латинского креста, и 18 ноября 1626 года состоялось его освящение Урбаном VII. Результатом перепланировок оказалось нарушение целостности художественного замысла Браманте. Купол и вовсе оказался частично скрытый длинным нефом и воспринимается только издалека. Зато латинский крест в основе храма больше отвечает устоявшимся римским традициям.
Ну а Бернини окончательно «оформил» собор. Тысячам верующих, пришедших за благословением папы римского, требовалось место. И в 1656—1667 гг. перед базиликой появилась площадь, которая считается одной из лучших в мире. Окружающая площадь колоннада – тоже «дело рук» Бернини.
Собор Святого Петра сегодня
На месте старого алтаря поставили новый, а в полу вырубили «окно – исповедальню», сквозь которое верующие могут лицезреть скрытую под землёй гробницу Петра. Стоит отметить, что, в отличие от большинства христианских храмов, этот алтарь обращён на запад. В 40-х годах XX века археологи провели раскопки, которые доказали, что под алтарной частью собора лежат, действительно, останки Святого Петра. В пользу этого свидетельствуют многие изображения и надписи.
Статуи апостолов Петра и Павла возвышаются у входа в собор. В руках Петра – ключи, вручённые Всевышним и отпирающие врата Царства Небесного. Пять дверей с разных сторон собора ведет внутрь. Последняя дверь справа считается Святой, она и ящик с ключом изнутри замурованы в бетон и используются только в Святой год. В давние времена о начале Святого года оповещала труба из козлиного рога, называемая “yobel” (так появилось слово «юбилей»). Перед началом 25-го юбилейного года 25 декабря разбивают бетон. После этого верующие трижды преклоняют колени, трижды бьёт молот, распахивается Святая дверь, и понтифик с крестом в руках заходит в собор первым. По окончанию 25-го года Святую дверь снова замуровывают на следующие четверть века.
Центральный вход в базилику Святого Петра закрывают бронзовые ворота работы мастера из Флоренции Филарета. В центральной части дверей изображены Святые Павел и Пётр, в верхней части – восседающие на троне Богоматерь и Спаситель, а в двух клеймах внизу – сцены судилища Нерона и распятия Петра. Над самой бронзовой дверью размещён барельеф Бернини, на котором Пётр получает ключи от Иисуса.
Огромный купол, лёгким полотнищем взмывающий в небо Италии, — по-настоящему шедевральное творение архитекторов, скульпторов и художников. Четыре столба мощного вида поддерживают его удлинённый свод. Об их грандиозных размерах говорит тот факт, что в нише одного из столбов поместилась статуя святого Лонгина Бернини высотой 5 метров. С небольшими перерывами художник работал над проектом почти полвека в 20-е – 70-е годы XVII века. Над главным алтарём под куполом находится балдахин высотой 29 метров на витых колоннах работы Бернини. На этих четырёх колоннах стоят статуи ангелов. В верхних частях колонн среди лавровых ветвей хорошо различимы геральдические пчёлы рода Барберини. Киворий был изготовлен из бронзы конструкций, поддерживавших портик Пантеона. Разобрать их приказал папа Урбан VIII (в миру – Барберини). Сквозь балдахин в центральной апсиде виднеется кафедра Святого Петра, изготовленная Бернини. Кресло со Святым поддерживают четыре статуи церковных отцов, в вверху парит Святой Дух. С правой стороны от кафедры находится ещё одно творение Бернини – надгробие Урбана VIII, а слева — Павла III (работа делла Порта).
Грандиозных размеров купол издалека кажется воздушным шаром, который вот-вот взмоет ввысь. Изнутри он украшен изображениями евангелистов: Иоанн и орёл, Лука и вол, Марк и лев, Матфей и ангел. А по фризу купола снаружи растянулась уже упомянутая мозаичная надпись на латыни.
Высота фасада, возведённого архитектором Мадерна, равняется 45 метрам, а его ширина – 115 метрам. Здешние часы имеют только одну стрелку, а с другой стороны такие же часы уже с двумя стрелками. Огромные статуи Иисуса, Иоанна Крестителя и 11 апостолов высотой 5,65м венчают аттик. Сразу пять порталов из портика ведут в храм. Дверные створки центрального портала происходят от дверей древнего храма и изготовлены в XV веке. Именно здесь над входом в портик находится “Навичелла”, мозаика Джотто XIII века. Рельефы «Врат смерти» (крайнего левого портала) создал в 1949 – 1964 годах Джакомо Манцу.
Собор Святого Петра даже изнутри поражает своими размерами и богатством внутреннего убранства: большое количество алтарей, надгробий и произведений искусства приводят в центр Ватикана не только верующих, а и обычных туристов, ценящих прекрасное. Базилика достигает 211,6м в длину, а в центральном нефе на полу даже имеются отметки, позволяющие сравнить собор с другими всемирно известными храмами.
Центр собора занимает папский алтарь с негаснущими лампадами. Служить мессу здесь дозволено только понтификам. Рядом находится статуя сидящего на папском престоле Петра с ключами от Рая. Его ступни уже побелели от касаний верующих: поверье обещает исполнение желаний, загаданных с верой, держась за ступню апостола.
«Пьета» из мрамора Микеланджело конца XV – начала XVI веков находится в первой капелле с правой стороны. После неудачной попытки злоумышленников разбить скульптуру «Пьету» защитили стеклом. Рядом имеется капелла, хранящая распятие из дерева конца XIII века Пьетро Каваллини. А чуть поодаль – надгробие первой женщины, погребённой в стенах храма Матильды Каносской работы Бернини.
Рисунок Борромини лёг в основу решётки капеллы святого Причастия, рядом с которой находится надгробие Григория XIII. Барельеф напоминает о проведённой папой реформе календаря. Чуть дальше располагается неоклассическое надгробие Климета XIII, выполненное Кановой. Большую художественную ценность имеет и надгробие Иннокентия VIII руки Антонио Поллайоло 1490-х годов. Это один из немногих памятников старого храма. Надгробие последних представителей шотландского королевского рода Стюарт Кановы располагается неподалёку от входа.
Вереница капелл растянулась по всему периметру базилики Святого Петра. Они (капеллы) хранят многочисленные гробницы императоров, королей и пап, шедевры мирового искусства и драгоценные христианские реликвии. Доска из мрамора с именами первосвященников (начиная с Петра), похороненных в храме, находится в соборной ризнице. Копьё сотника Лонгина, пронзившего Иисуса на кресте, также хранится в соборе. Его привезли в Рим из Константинополя. Большая часть имеющихся в храме надгробий – настоящие шедевры. К их выполнению приложили руки такие мастера, как Бернини, Микеланджело, Джотто, Торвальдсен и делла Порта. А совсем недавно в 2007 году в архивах Ватикана обнаружена последняя работа Микеланджело – набросок, на котором красным мелом мастер изобразил деталь одной из колонн купола.
Собор Святого Петра в Риме поистине величественен. Предполагал ли Константин такую судьбу заложенного им храма? Возможно… Римляне прославились желанием увековечить своё имя. Но, глядя на результаты работы стольких мастеров от искусства сегодня, можно уверенно утверждать, что Юлий II таки добился своего. Форма, размеры, богатство внутреннего убранства, — всё это «кричит» об одном: базилика Святого Петра, на самом деле, стала символом господства католической церкви. По крайней мере, для христиан.